Мы проанализировали активность ведущих игроков в сфере digital рекламы за 2021 и 2022 годы, чтобы понять, как полномасштабное вторжение повлияло на активность брендов и динамику ее восстановления. Для анализа использовали инструмент мониторинга рекламной активности в digital — Gemius AdReal.
С началом полномасштабного вторжения в марте 2022 года объем показов среди 30 ведущих рекламодателей упал примерно в три раза по сравнению с мартом 2021 года. Постепенно (с мая) рынок digital рекламы начал восстанавливаться. По состоянию на декабрь 2022 года количество показов составляет 1,36 млн по сравнению с 2,3 млн — в декабре 2021 года.
Доля баннерной рекламы значительно превосходит видеорекламу — примерно 82% против 18%. Сайты онлайн-казино и ставок в большинстве своем контактируют с аудиторией в формате видео.
YouTube — неизменный лидер среди площадок для размещения медийной рекламы (как видео- так и баннерной). В то же время, количество показов рекламы на Facebook значительно снизилось по сравнению с 2021 годом, примерно вдвое. Сайты olx.ua и ukr.net остаются в пятерке первых по количеству показов рекламы.
Как и в предыдущие годы, традиционно в последние месяцы календарного года рекламная активность брендов в digital увеличилась, достигая пика в ноябре-декабре. В декабре активность лидеров-рекламодателей оставалась на высоком уровне. Как и в ноябре, в пятерке активных остаются бренды Rozetka, Cosmolot (прирост 24%) и IQOS.
В декабре в тридцатку самых активных рекламодателей попало больше производителей и магазинов техники (ASUS, Алло, Comfy, Moyo) и их активность выросла. В то же время заметно уменьшились объемы показов рекламы интернет-магазинов одежды, обуви и косметики, активность которых была выше из-за межсезонных распродаж и скидок на BlackFriday.
Если сравнивать данные за декабрь 2022 и 2021, в 2021 в десятку рекламодателей также попали: Rozetka, Kyivstar, IQOS. Но объемы показов были значительно выше, чем в 2022.
Также в 30 самых активных попадало гораздо больше сайтов онлайн-казино и онлайн-ставок, чем в декабре 2022 года, хотя активность Cosmolot была значительно ниже — по сравнению с декабрем 2021 количество показов бренда выросло на 146%. В целом, активность среди 30 первых рекламодателей уменьшилась за год на 41%.
Рынок digital рекламы действительно изменился с начала полномасштабной войны. Объемы показов активных рекламодателей в Украине значительно снизились. В то же время список лидеров не сильно изменился — среди них остаются Rozetka, IQOS, Kyivstar (как и в 2021 году). Также присутствуют онлайн-магазины и онлайн-казино. Топовые игроки начали возобновлять рекламу с лета и продолжают наращивать активность, хоть и с несколько меньшими объемами.